Информационное общество и кибербезопасность

Средства информационного обмена постоянно развиваются и совершенствуются, благодаря чему наш мир пронизывают все более тесные взаимосвязи. Информатизация общества берет начало во второй половине XX в., и уже к началу XXI в. были охвачены практически все отрасли человеческого бытия. За первые 10 лет нового тысячелетия численность «населения» киберпространства возросла с 350 млн до 2 млрд. При этом Интернет продолжает и дальше быстро развиваться. Судя по имеющимся данным, в 2014 г. число пользователей Интернета по сравнению с 2013 г. увеличилось на 6,6% и составило свыше 3 млрд человек, без подключения оставались 4,3 млрд человек, из которых 90% проживают в развивающихся странах, а за пять лет (с 2009 по 2014 г.) число интернет-пользователей возросло вдвое. Таким образом, в связи с глобализацией человечество получило доступ к растущему по экспоненте количеству передаваемой информации. На сегодня с помощью электронной почты по всему миру рассылаются более 200 млрд сообщений в день, а в 2015 г. количество сайтов в мировом Интернете превысило 1 млрд. Однако последствия такого бурного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) политологами и международной общественностью еще не осознаны.

Психологи говорят об угрозах интеллектуальной деградации личности из-за чрезмерно длительного пребывания в Сети, игрома-нии, мании преследования, боязни (фобии) потерять свой коммуникатор, нарушений памяти (способности запоминать числа и факты). В самом деле, активному пользователю киберпространства ничего знать (запоминать) не надо, ему достаточно иметь доступ к информационно-поисковым системам и уметь ими пользоваться. Подобно тому, как постоянное использование калькуляторов буквально подавляет навыки «счета в уме», систематическое получение искомых сведений без присущих человеческому мозгу мысленных усилий (например, логических ассоциаций) истощает его, подрывает интуицию, что в целом может привести к ослаблению интеллектуального потенциала человека. Вдобавок, постоянное использование внешних приспособлений снижает уровень счастья (Международный индекс счастья — Happy Planet Index) населения. Эти проблемы, пожалуй, являются фундаментальными, возникающими вследствие развития ИКТ и Интернета вещей.

Интернет вещей (англ. Internet of Things, loT) — это концепция вычислительной сети физических объектов («вещей»), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей, как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека.

Решением является повышение общего уровня грамотности населения и каждого конкретного человека, в том числе и с помощью Интернета вещей. Ведь он уже оказывает влияние на здравоохранение, образование, экологию и общую жизнедеятельность, причем возможности дальнейших IoT-взаимодействий практически безграничны.

Согласно данным IDC, в 2015 г. производственный сектор занимал 64%-ную долю российского рынка IоТ по использованию этой технологии и связанных с ней платформ. 20% рынка пришлись на межотраслевой сектор («умные города» и т.п.). Государственный и потребительский сектора занимал каждый по 8% российского рынка IоТ по использованию этой технологии и связанных с ней платформ.

Что касается степени использования технологий IоТ в компаниях, по итогам опроса IDC130 руководителей различных компаний:

  • 59% фирм не используют технологии IоТ;
  • 30% компаний экспериментируют с этими технологиями;
  • 9% внедрили один или два сценария;
  • 4% компаний уже интегрируют несколько работающих систем с технологиями, связанными с IоТ.

Отсюда следует, что в целом интерес со стороны организаций к технологиям и платформам Интернета вещей есть, но пока окончательно не сформировался. Тем не менее повсеместное применение ИКТ непрерывно расширяется, и человеческая жизнь уже немыслима в отрыве от этого процесса.

Развитие виртуальных взаимоотношений между людьми и различными организациями создало и новый класс преступников, специализирующихся на преступлениях в области высоких технологий, — киберпреступников, а для борьбы с ними — киберполицейских и кибербезопасность.

Под кибербезопасностью в широком смысле понимают состояние защищенности в новой виртуальной сфере, которое достигается за счет набора средств, стратегий, принципов обеспечения безопасности, подходов к управлению рисками, действий, профессиональной подготовки, страхования и технологий, которые используются для защиты виртуальной среды, ресурсов организаций и пользователей сервисов от целенаправленного деструктивного воздействия.

Кибербезопасность направлена на защиту компьютеров, сетей, программ и данных от случайного или преднамеренного несанкционированного доступа, изменения или уничтожения.

Инструменты хакерских атак доступны не только правительствам, но и агрессивным политическим группировкам и террористическим организациям. Западные страны, в том числе члены НАТО, вынуждены пересматривать свои военные доктрины.

Атаки хакеров-одиночек — день вчерашний. Настоящие кибернетические войны теперь проводят государства. Согласно информации о взломах, наиболее развитым кибероружием обладают США, Великобритания, Россия, Китай, Индия, Иран и Северная Корея. URL: http://tadviser.ru/a/53662

Российские и западные организации умеют защищать деньги и информацию. Но кибертеррористам сегодня стало важнее создать хаос, а еще лучше — массовую гибель людей. Их цели — АЭС, ЖКХ, транспорт, все объекты, где сбои в информационных системах могут привести к катастрофам. Недооценка угрозы кибертерроризма напоминает недооценку фашизма между мировыми войнами.

Что касается Интернета вещей, его возможности позволят злоумышленникам удаленно управлять автомобилями, персональными медицинскими системами или заставить «умный холодильник» совершать покупки, которые не входили в планы хозяина. Вспомним атаку на Иран в 2010 г., которая остановила обогащение урана и отбросила национальную ядерную программу Ирана на два года назад. Вирус Stuxnet, запущенный на IoT-устройствах ядерного комплекса, был использован для дистанционной агрессии одного государства против другого. Поэтому IoT-инциденты не ограничиваются хищением информации и денег, а могут использоваться, чтобы нанести физический вред и значительный ущерб.

Современные теоретики, говоря о будущих кибервойнах, обычно имеют в виду не столько противоборство между компьютерами, управляющими оружием, сколько войну, цель которой состоит в захвате контроля над информационным пространством противника. Разработано множество методов и приемов для защиты IoT-пространства, и все же задачу обеспечения кибербезопасности усложняет ряд неблагоприятных факторов развития информационной инфраструктуры:

  • чрезмерная скорость устаревания техники;
  • безграничность Интернета и неадекватность нормативно-правовой базы, регулирующей информационные потоки;
  • чрезвычайная сложность (в ряде случаев невозможность) идентификации киберпреступников;
  • ограниченные ресурсы обеспечения кибербезопасности.

Технологии интернета вещей IoTТехнологии интернета вещей IoT

Технологии интернета вещей IoT (Industrial IoT, HoG) сочетает в себе концепцию межмашинной коммуникации, использование BigData и проверенных технологий промышленной автоматизации. Ключевая идея NoT заключается в превосходстве «умной» машины над человеком,

Повысьте ИТ-безопасность

Повысьте ИТ-безопасность с помощью тестирования безопасностиПовысьте ИТ-безопасность с помощью тестирования безопасности

ИТ-безопасность является частью обязательной программы каждой компании. Кибератаки могут парализовать целые компании и нанести значительный ущерб. Чтобы устранить уязвимости и предотвратить кибератаки, компаниям следует всегда следить за своей ИТ- и

original

Угрозы безопасности информацииУгрозы безопасности информации

Для идентификации угроз необходима: – информация об угрозах, полученная результате анализа выявленных инцидентов; – информация об угрозах, полученная из любых источников, включая внешние доступные реестры угроз. Любые сведения об угрозах